Площади какой европейской страны равна площадь мусорных полигонов России? Этим будоражащим воображение вопросом озадачили учеников 4 «А» класса МОУ «Средняя школа № 9 имени И.С.Фрадкова в столице Карелии. Эколоволонтер Екатерина Виноградова, давний партнер Карельского экологического оператора, сумела не только донести до юных слушателей много убедительной информации о необходимости раздельного сбора отходов, но и побудила их тщательно сортировать мусор дома. Отличным подспорьем для этого и других экоуроков в Карелии послужили наглядные пособия, выпуск которых был оплачен за счет средств Фонда «ЭкоЛайн-Будущее».
Приглашение провести экоурок для ребят пришло от их классного (во всех отношениях!) руководителя - Инны Владимировны Никоновой. Она увидела в Интернете сообщения о просветительских мероприятиях в других учебных заведениях Карелии и написала на почту регоператора. А, как уже сообщалась, в Петрозаводске в связи с переходом республики на двух поточную систему сортировки отходов сделан особый акцент на экологическое образование. В процессе обучения используются наработки и прикладные материалы, созданные под эгидой Фонда «ЭкоЛайн-Будущее».
Несмотря на довольно большую аудиторию – в классе больше 30 человек, урок прошёл замечательно. Екатерина Виноградова, знаток РСО и укротительница юных эколят, сразу отметила погруженность детей в природоохранную тематику. Она рассказала четвероклассникам, что, по подсчетам ученых, к 2025 году пластикового мусора в океане будет больше, чем рыбы. Такой поворот событий впечатлил детей.
Эковолонтер также обратила внимание слушателей на крайне важное обстоятельство: решение любой проблемы начинается с каждого из нас. Вот, например, сколько мусора образовывает один человек в год? Версий ребята высказали много - от 15 кг до 10 тонн. А куда он девается? Четвероклассники в ответ перечислили мусорный контейнер и свалки. Это верно, но отчасти, пояснила Екатерина Виноградова. Потому что, наводя порядок в собственном маленьком доме, многие забывают о том, что живут в одном большом общем, под названием - планета Земля. И тогда, по отношению к Земле, подобный подход похож на заметание мусора под ковёр: ведь он так и останется вечно лежать на поверхности земли на свалках, в лесах и водоёмах.
Где же выход из такого грустного положения? В сортировке и переработке отходов! Разбившись на команды, в игровой форме ребята испытали свои силы в разделении отходов на вторсырье и то, что переработке не подлежат. Справились с задачей они отлично – большая часть полезных фракций отправилась на переработку. Правда, сортировали они «интуитивно», поэтому урок продолжился изучением правил разделения отходов. Говорили на экоуроке и про маркировку, про то, что именно она означает.
В завершение обучения была проведена викторина «Правда или ложь». По ее условиям встать с мест должны были те, кто согласен с высказыванием ведущей. Многих удивил факт наличия в телефонах драгоценных металлов – большинство ребят, услышав информацию, остались сидеть. Зато весь класс поднялся с мест, увидев карточку с надписью «Почва и вода вокруг свалки загрязнены тяжёлыми металлами и другими ядовитыми веществами».
В деталях изучить нюансы переработки ребятам позволили наглядные материалы, которые Екатерина Виноградова принесла с собой. Ученики с интересом разглядывали гранулы в прозрачных колбах, демонстрирующие разные этапы рециклинга. Напомним, что весной нынешнего года Фонд «ЭкоЛайн-Будущее» с «Центром экономии ресурсов» (г. Москва) презентовали для педагогического сообщества Карелии методику и специальные пособия для экозанятий.
Сообщить о своем желании провести аналогичные экологические мероприятия можно по адресу электронной почты: rsoactiv@ec-line.ru