В чистой и экологически безопасной планете, здоровой среде обитания и повышении качества жизни населения заинтересованы все: и федеральные, региональные власти, и органы местного самоуправления, и бизнес-сообщество, и некоммерческий сектор – общественные организации и движения, и каждый человек в отдельности. В то же время, как на персональном уровне, так и в масштабах коллективов, социума наблюдаются явные пробелы в элементарных экологических знаниях. Еще хуже обстоят дела с формированием экологичного поведения, укоренением навыков, способствующих ресурсосбережению, рациональному природопользованию. Прорывные инициативы на поприще экологического образования, просвещения все еще остаются уделом энтузиастов-одиночек, отдельных групп гражданских активистов, тогда как требуется комплексный подход и разветвленная, непрерывная система распространения экологических знаний и привычек.
Начиная с детского сада, необходимо знакомить младшее поколение с проблемой негативного воздействия человечества на окружающую среду и современными технологиями снижения наносимого природе вреда, формировать у детей и подростков экологическое мышление, которое помогает понять, что все в мире взаимосвязано, и позволяет воспринимать свою деятельность в контексте экосистемы. Что касается старшего поколения, то потребительское, легкомысленное отношение этих групп населения к природе, равнодушие к теме экологической безопасности нередко объясняется тем, что люди просто не знают, зачем и что целесообразно срочно изменить в их образе жизни. Живя по устоявшемуся шаблону, они зачастую даже не догадываются о том, что многие из их повседневных действий влекут за собой непоправимый урон природе. Очевидный, казалось бы, факт – зловонные и токсичные мусорные свалки, горы неразлагающихся материалов, складированных на полигонах отходов, – находится вне поля зрения сторонников бездумного потребления, не отрезвляет их, не побуждает их изменить модель поведения на более прогрессивную, ответственную. Раскрыть глаза таким людям, сломать стереотипы их образа мыслей и жизни – это вопросы наиболее актуальной повестки дня.
Независимо от возраста, подача экологической информации – в целях легкости ее усвоения и эффективного применения на практике полученных знаний – нуждается в адаптации для широкого спектра целевых аудиторий, применения интерактивных методов, игрового формата. Разнообразие мероприятий не отменяет их сущностного единства, формулируемого базовыми принципами:
- концентрация не столько на проблемах, сколько на способах их решения;
- построение образовательного опыта как последовательности маленьких шагов в сторону разумного природопользования и экологической безопасности;
- пропаганда экопривычек, которые дополняют привычный быт людей, а не разрушают его;
- распространение образцов экологичного образа жизни как примеров для подражания;
- стимулирование и вдохновение обывателей и экоскептиков на перемены в быту и потреблении.
Общий знаменатель мероприятий программы: «Экологически грамотными не рождаются, а становятся».